ИСТОРИЯ ВИДА СПОРТА

Некоторые факты из истории спортивной аэробики.


С середины 80-х годов в США, а затем и в странах Европы, Азии и Латинской Америки стали проводиться конкурсы и фестивали по аэробике, впоследствии преобразовавшиеся в соревнования. Как отмечает А.А. Сомкин (2001), свой вклад в развитие этого вида спорта внесли возникшие международные федерации АНАК (ANAC - Association of National Aerobic Championship), ФИСАФ (FISAF – Federation International of Sports Aerobics and Fitness), СУЗУКИ (The Suzuki World Cup), ИАФ (IAF – International Aerobic Federation). Спортивная аэробика - как один из видов гимнастики, развивающийся под руководством международной федерации – ФИЖ (FIG), существует с 1995 года.


Деятельность ФИЖ осуществляется по нескольким разделам. К основным из них относятся: разработка правил и регламента соревнований, организация крупнейших международных соревнований и патронаж крупных региональных и континентальных турниров, подготовка судей, тренеров и специалистов, популяризация и пропаганда видов гимнастики с помощью современных средств массовой информации. Попытки руководителей ФИЖ (J. Atkinson, B. Grandi, 1998) объединения существующих в мире федераций, развивающих аэробику, в единую федерацию пока не увенчались успехом. В связи с этим спортивная аэробика пока не имеет достаточных оснований для включения в программу Олимпийских игр. За прошедший период времени проведено более 20 крупнейших соревнований, в которых прияли участие спортсмены разных стран. Сейчас международная федерация аэробики объединяет спортсменов более 40 стран .


Основными международными соревнованиями по аэробике, проводимыми под руководством и патронажем ФИЖ, являются чемпионаты мира, этапы (серии) и финалы кубка мира, мировые игры (аэробика как одна из дисциплин), континентальные чемпионаты (для нас важен чемпионат Европы).


Чемпионаты мира (с 1-го -1995 г по 6-й -2000 г проводились ежегодно), Европы, и международные турниры носили личный характер. В 2002 году на 7-м чемпионате мира помимо личного впервые было разыграно командное первенство. Каждая национальная федерация заранее определяла спортсменов для участия в командном первенстве. Согласно дополнениям к «Техническим правилам ФИЖ» (2002) победителем в командном первенстве становилась национальная федерация, спортсмены которой получили меньшую сумму по занятым местам (рейтингу) в квалификационных соревнованиях. Учитывались результаты выступлений смешанных пар, троек, групп и одного из солистов (лучшее место мужчины или женщины). Аэробика в мировых играх и кубке мира - «рейтинговое» соревнование. Для участия в них (МИ, КМ) спортсмены проходят специальный отбор, участвуя в чемпионатах мира (для финала КМ еще в континентальных и национальных чемпионатах), предшествующих основным соревнованиям. Личное первенство во всех соревнованиях определялось по результатам финалов. Победителем становился спортсмен с лучшей суммой баллов.


Как показано в табл. 1, представители многих стран мира участвуют в международных турнирах, однако, наибольшей популярностью этот вид спорта пользуется в Европе. В связи с этим большее число международных соревнований были проведены именно на этом континенте. Это вполне закономерно, так как в Европе сильны традиции гимнастики, существуют ведущие мировые школы, на базе которых успешно развивается аэробика.

Постоянное совершенствование правил соревнований по аэробике также способствует развитию этой спортивной дисциплины. Нам представляется интересным проанализировать направленность этого развития. В таблице 2 представлены изменения требований к основным разделам правил (по разным версиям правил ФИЖ, 1994, 1997, 2001 годов). Рассматриваемые материалы показывают, что основные разделы сохранились во всех версиях правил соревнований, но внесенные в разные годы изменения тем или иным образом корректируют как содержание упражнений спортсменов, так и требования к их судейству. Неизменным остался возраст участников соревнований (не менее 18 лет на год проведения соревнований). Во второй версии правил - 1997-2000 была уменьшена длительность упражнения, с 1мин 55 с ± 10 с до 1 мин 45 с ± 5 с.


До 2000 года программа чемпионатов мира содержала четыре вида соревнований: выступления в индивидуальных программах мужчин и женщин, смешанных пар, троек. На чемпионате Европы впервые были представлены выступления в групповых программах, которые с 2001 года дополнили перечень видов соревнований и в чемпионатах мира. Введение еще одного вида соревнований потребовало изменений в размерах соревновательной площадки (внутри площадки для групп, размером 10х10 м размечается площадка 7х7 м для остальных видов соревнований). С 2002 года на 7-м чемпионате мира (Клайпеда, Литва) впервые было проведено командное первенство. Сохранилось количество финалистов (по 8 в каждом виде), которые определяются по лучшей сумме баллов в квалификационном (отборочном) туре соревнований. Положительной является поправка к финальным соревнованиям, введенная с 2001 года и разрешающая участие до двух выступающих от одной страны в каждом из финалов, изменяющая порядок определения стартового номера в финале (по жеребьевке), ликвидирующая преимущества для участия в финале чемпионов предыдущего чемпионата мира.


Важной частью любой соревновательной программы была и остается артистичность. Требования к артистичности незначительно изменились в ходе эволюции правил. После 1997 года были упразднены такие разделы хореографии, как «зеркальная восьмерка» и «хореографическая дорожка». Дополнительная оценка постепенно уменьшалась от максимальной 2.0 балла, до 1,0 балла («бонус» за особые находки в хореографии, проявление при выполнении упражнения индивидуальности и высоких актерских способностей), затем вообще была упразднена. Корректировке подверглись требования к исполнительскому мастерству спортсменов. Координация, интенсивность, выносливость, ранее оцениваемые судьями исполнения, с 2001 года отнесены к разделу артистичности. Определение отклонений в исполнении от модельных характеристик упражнений, осанка и синхронность движений партнеров позволяют судье исполнения произвести сбавки за технику (от 0,1 до 0,5 балла), суммировать из и затем определить оценку спортсмена.


Наиболее существенные изменения правил произошли в разделе «сложность». В первую очередь это относится к уточнению количества и классификации структурных групп элементов (с 6 основных групп до 4), увеличению групп ценности элементов (от 0,1 до 1,0 балла). Английская аббревиатура – A, B, C. D, E, F, G, применявшаяся для обозначения ценности элементов в таблице, и использование этих же букв для обозначения структурных групп элементов приводили к путанице при записи упражнений. С 2002 года упразднены буквенные символы для обозначения ценности элементов в таблице приложения III, правил соревнований.


Существенно изменилось количество и содержание элементов, разрешенных для выполнения в соревновательной программе. Вначале «формула сложности» была 16/15, т.е. в упражнение включались не более 16 элементов, а учитывались и суммировалась ценность только 15 наиболее сложных и выполненных с соблюдением минимума требований к сложности. Затем была введена формула «20/16», но окончательная оценка по сложности уменьшалась коэффициентами (для ИМ, ИЖ, СП полученная сумма баллов делилась на коэффициент 2, в зависимости от соотношения мужчин и женщин в тройке использовались коэффициенты 2; 1,7; или 1,8). Разрешение исполнять в соревновательной программе до 20 элементов, совпавшее с уменьшением длительности упражнения, привело к значительному сокращению раздела хореографии и обеднило соревновательные программы. В связи с этим с 1998 года формула изменяется на «16/12» и, наконец, с 2001 года она преобразуется в «12/6/2». Последний вариант расшифровывается так – можно использовать в соревновательном упражнении максимально 12 элементов, из них только 6 могут быть выполнены «на полу» (упоры, шпагаты и т.п.) и только 2 из этих 6 могут содержать падение в упор лежа. Если эти требования соблюдены и элементы выполнены в соответствии с минимальными требованиями судей сложности к их качеству, то суммируется ценность всех 12 элементов. К сожалению понижающие ценность упражнения коэффициенты сохранились. Уже после издания последней версии правил соревнований, за несколько месяцев до начала чемпионата мира 2002 года технический комитет ФИЖ ввел еще одно требование к содержанию упражнений, касающееся ограничения однотипных элементов (не разрешено выполнение более одного из структурной группы). Пока трудно судить, как это скажется на разнообразии элементов, используемых в соревновательных программах.


С 2002 года уменьшились сбавки: за нарушения длительности соревновательной программы (0,5 или 1,0 балл); нарушения размеров площадки (выход за линию разметки - 0,1 балла); нарушения в костюме и внешнем виде спортсмена (0,5 или 2,0 балла в зависимости от характера нарушений). Больше внимания стало уделяться тематике программы и музыки (за использование запрещенных тем сбавка 2,0 балла), а также качеству фонограммы (сбавка до 0,5 балла).


Весьма важные изменения затронули и систему определения оценок в соревнованиях. Последняя версия правил по этому разделу является наиболее совершенной. Введены критерии минимальных расхождений между оценками судей и оценки 4 судей (артистичности и исполнения) подвергаются анализу с этих позиций. Предусмотрена разная система определения окончательной оценки в зависимости от величины расхождения между оценками судей. Шкала допустимых расхождений представлена в правилах соревнований. При допустимом расхождении их двух средних оценок, выводится средняя арифметическая, а при значительном расхождении окончательной оценкой является среднеарифметическая из 4 оценок. Сложность упражнения судят два судьи, если их оценки согласованы, то из двух одинаковых выводится средняя арифметическая и затем она делится на соответствующий понижающий коэффициент. Если мнение этих судей не совпадает, то каждый выставляет свою оценку, и дальше процедура определения окончательной оценки повторяется.


В соответствии с традициями гимнастики в спортивной аэробике максимальная (комплексная) оценка суммирует результаты всех разделов судейства, производятся вычеты за нарушения, и по окончательной оценке определяется победитель соревнований. При совпадении окончательной оценки у нескольких спортсменов предусмотрена система определения победителя учетом её составляющих (преимущество отдается оценке артистичности).


По разным версиям правил ФИЖ проведено достаточно большое количество международных, континентальных и национальных соревнований. Численность спортсменов, участвующих в крупнейших соревнованиях неуклонно возрастает.